Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас, Гость
Включить версию для слабовидящих

Современные методические принципы и подходы к вопросу гражданско-патриотического воспитания на уроках ИЗО и МХК

к. пед.н. Новосёлова О.В.

 

Происходящие в стране экономическая дезинтеграция, социальная раздробленность общества, девальвация духовно-нравственных ценностей в последние годы, оказали негативные влияние на общественное сознание большинства групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие общественных институтов (семьи, системы образования, культуры, средств массовой информации и т.п.). Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционных отечественных ценностей.

Последние годы в современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению экономики, культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества.

Проблема патриотизма не нова и она имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы.

Следует отметить, что в системе художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительного искусства» в недостаточной степени отражает проблемы воспитания патриотических чувств. Анализ методической литературы, учебных программ дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся о таком понятии как «патриотизм». Изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ, в данном контексте, анализ научной литературы, результаты собственной педагогической практики, позволили нам выявить противоречия между:

-возрастающей потребностью общества в осуществлении художественно-эстетического и патриотического воспитания во взаимосвязи, и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы патриотического воспитания учащихся средствами художественно-прикладной деятельности;

-возможностями организации эффективного патриотического воспитания средствами изобразительного искусства школьников в современных условиях и их реализацией на практике.

Гипотеза исследованияпатриотическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет эффективным, если:

-выявить сущность, возможности изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания школьников;

-все члены учебно-воспитательного процесса в школе будут рассматривать патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства как относительно самостоятельное направление воспитательной работы;

-учитываются и последовательно реализуются педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное использование модели процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в целостном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

-создается и используется методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1.Выявить сущность изобразительного искусства как средства патриотического воспитания.

2.Разработать и апробировать модель процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства.

3.Разработать критерии, показатели и уровни сформированности патриотической воспитанности учащихся средствами изобразительного искусства.

4.Определить теоретически, экспериментально проверить и обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания учащихся 5-7 классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.

Мы исходим из того, что патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прошлых традиций.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников в современной общеобразовательной школе.

Определение теоретических основ патриотического воспитания становится возможным на основе ретроспективного анализа как гражданско-патриотического, так и эстетического воспитания, поскольку в современной педагогике эти направления воспитательной работы рассматриваются как относительно самостоятельные.

Всеобъемлющий характер патриотического воспитания и целостное воздействие искусства на личность позволяют рассматривать воспитательное воздействие искусства с помощью социолого-педагогического показателя приобщенности к искусству. Это обусловлено тем, что одной из основных задач воспитания учащихся является их приобщение к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, формирование осознанных потребностей в их приумножении. Произведения же отечественного искусства как раз и составляют немалую часть этих культурных ценностей. Вместе с тем художественные произведения, доносящие идеи патриотизма, приобретают, как бы двойную ценность и призваны занять важное место в «арсенале» педагогических средств воспитателя.

Необходимые условия для формирования и развития способности к восприятию учащихся различных видов и жанров искусства создает практика. Приобщение школьников к произведениям искусства и выполнение заданных тем на практике, отражающих тему патриотического служения Родине, созидания, русского героизма, великих сражений, творении народа, подвигов великих полководцев, является важной составляющей содержания работы по формированию у учащихся патриотизма средствами созидательно-творческой деятельности.

В нашем исследовании мы рассматривали потенциальные возможности изобразительного искусства для успешного формирования основ патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе; выявление условий, обеспечивающих их успешную реализацию (доступность воспитанникам объектов изобразительной деятельности, связь природной и социальной средой, героикой и благородством созидательного добротворческого труда, подвигом героев, защитников Родины, красотой человеческих творений и т.п.). Совокупность этих условий должна иметь гибкую структуру, которая отражала бы основные изменения в составе и характере взаимодействия элементов системы.

Определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в художественной деятельности, основывается на анализе задач, поставленных перед общеобразовательной школой современным обществом, с учетом региональных особенности образовательного учреждения. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих эффективность его осуществления. Данные условия выделяются нами с учетом цели, задач и особенностей патриотического воспитания, учащихся в учебной и внеучебной деятельности средствами изобразительного искусства и включают реализацию:

  1. Интегративно-деятельностного подхода.
  2. Взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм организации воспитательной работы.
  3. Комплексной программы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Следует отметить, что современные условия развития гражданского общества России, статус патриотического воспитания подтверждается целым рядом директивных документов. Существенные возможности для осмысления этой проблемы представляет Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ. Это программа намечает пути совместного развития воспитательной работы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

При своей значимости опыт, накопленный педагогической наукой и практикой патриотического воспитания, обновленный в содержании и повышении качества, содержит ряд недостатков. Прежде всего, отсутствие единства учебной и внеучебной практической ценностно-содержательной созидательно-добротворческой деятельности, целенаправленной на гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи, слабая разработанность учебно-методических материалов с учетом особенностей регионов многонациональной России, а также слабое участие общественности детско-молодежных организаций, военно-спортивных движений и т.п.) в этой важнейшей учебно-воспитательной деятельности.

Схема 1.

Модель процесса патриотического воспитания средствами изобразительного искусства в процессе художественно-прикладной деятельности учащихся

Проведя тестовый опрос учащихся 6-7 классов были выявлены следующие  выводы:

Более 10% опрошенных затруднялись ответить,  где находится Эрмитаж .

Более 70% опрошенных затруднялись  с ответом назвать  работы известного российского художника мариниста  И.К. Айвазовского.

Были выявлены проблемы в знаниях  по архитектуре России ,

Тем не менее учащиеся школы  № 13 участвовали в Международном конкурсе детского рисунка  Историческая Арт-эстафета «Первые в мире». Он был посвящен истории открытий и изобретений, которые прославили наше Отечество, и проводился в 2015-2016 учебном году федеральным порталом История.РФ, Российским военно-историческим обществом при участии Института всеобщей истории Российской академии наук, журнала «Преподавание истории в школе», детского издания «Классный журнал».

 Участникам конкурса предлагалось изобразительными средствами показать вклад россиян в развитие мировой и отечественной науки.

 Учащиеся школы  приняли участие  в международном конкурсе детского рисунка «Спасение на пожаре» 2016 года,

Темы уроков, способствующие развитию патриотизма могут быть самыми разными. Например,  недавно к нам обратилась администрация Волгодонского маслозавода  с помощью создать этикетку  подсолнечного масла под названием «Семейное». Учащимся была дана задача нарисовать семью и радугу, так как компания входит в торговую сеть «Радуга».

Очень  важным является сохранение традиций народных промыслов.

На уроках мы использовали глину и выполняли лепку на тему «Дымковская » игрушка, выполняли  рисунки  на темы  народных промыслов «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Семикаракорская роспись» Активное участие учащиеся приняли  конкурсе рисунков на тему казачества.

Таким образом, сохранение  народных традиций является важным фактором  для развития патриотизма на уроках изобразительного искусства.

Проведенное нами исследование подтвердило, что выдвинутая нами идея воспитания патриотизма у школьников следует ставить в центр всего учебно-воспитательного процесса как основополагающую, ибо это имеет огромное значение в социальном и духовно-нравственном развитии человека, в его мировоззрении и отношении к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.